Последний, майский приезд Шостаковича подробно задокументирован Гликманом.
«11 мая 1975 года.Сегодня звонил из Репина Дмитрий Дмитриевич, приехавший с Ириной Антоновной. Ему предстоят дальнейшие встречи с врачихой-«колдуньей». Просил навестить его.
15 мая 1975 года.Сегодня ездил к Шостаковичу в Репино. По установившейся традиции, мы сели за стол, уставленный скромными яствами.
Шостакович сказал:
«Несколько дней тому назад — 10 мая мы в Москве слушали на концерте Нестеренко. Он исполнял мои романсы на слова капитана Лебядкина и песни из „Крокодила". По-моему, он пел очень здорово.
Номера из „Крокодила" бисировались.
Может быть, это нескромно с моей стороны, но я веселился, слушая мои вещицы из „Крокодила"».
Говоря это, Дмитрий Дмитриевич улыбнулся своей славной улыбкой.
22 мая 1975 года.Сегодня из Репина звонил Шостакович и с грустью сообщил о внезапной смерти (в Комарове) композитора Б. Л. Клюзнера. Дмитрий Дмитриевич хорошо к нему относился и ценил его дарование.
25 мая 1975 года.Сегодня у нас обедали Дмитрий Дмитриевич и Ирина Антоновна. Меня порадовал его бодрый вид, настроение, хороший аппетит, с которым он вкушал еду и питье. Мы говорили о разных разностях.
<…>
Мне в голову не приходило, что в этот весенний майский день состоялось мое последнее свидание с Дмитрием Дмитриевичем.
Больше в Ленинград он не приезжал».
(Письма к другу. С. 309 – 310)Вот как этот период обрисовывает Мейер.
"В мае Ленинградская филармония обратилась к композитору с вопросом, какое из произведений он порекомендовал бы для своего авторского вечера, по традиции открывавшего концертный сезон. Шостакович выбрал три инструментальные сонаты: Виолончельную, Скрипичную и еще не написанную Сонату для альта и фортепиано. Сочинять ее он намеревался в Репине, куда поехал на следующий день после премьеры «Лебядкина».
(Мейер, К. Цит. соч. С. 449)В дальнейшем мы соединим тексты из книг Хентовой
(Шостакович. Жизнь и творчество. Т. 2. С.576 – 577) и Мейера
(Цит. соч.).«Тот май многие музыканты проводили в Репине, влекомые возможностью сосредоточенной работы.
Присутствие больного Шостаковича накладывало печать на всю репинскую жизнь. Он уже нигде не появлялся. Трижды в день Ирина Антоновна приходила за едой в столовую, ожидала, пока официантки наполняли судки, и уходила, иногда перекидываясь с кем-либо двумя-тремя словами. Изредка показывалась вдали бордовая "Волга" — на дорожке к Приморскому шоссе. Как в малеровской «Песне о земле», «тихо ждало часа своего сердце», шостаковичское сердце, и все ощущали тень, омрачавшую ясную и солнечную весну 1975 года.
17 мая было особенно знойно, совсем по-летнему. Шостакович вышел на лужайку из двадцатого коттеджа и медленно прогуливался возле автомашины. Он был аккуратно одет в свежевыглаженные серые брюки и белую рубашку с короткими рукавами, из-за чего бросалась в глаза очень худая правая рука с неестественно вывернутой ладонью. В волосах появилась заметная седина. Он носил очки с очень выпуклыми стеклами: у него стремительно ухудшалось зрение. Солнце будто не касалось лица, остававшегося, как всегда, бледным.
И всё-таки он не походил на старика, не стал ни тяжеловесным, ни дородным, несмотря на гнетущую малоподвижность, оставался порывистым; сохранявшаяся детскость, наивность, простодушие придавали его облику неповторимую трогательность.
Не заговаривая о болезни, он посетовал на жару. С молодости не терпел жары, предпочитая дождь и прохладу. Солнце, которому все радовались, мучило; словно оправдываясь, стал говорить, что такая весна иссушает землю. Потом сокрушенно заметил, нервно подергиваясь: "Вот видите, сколько писем. Горы писем. Наверное, меня считают невежливым человеком. А я не могу ответить. Учусь писать левой рукой. Как Шебалин. Знаете, он «Укрошение строптивой» и два квартета писал левой рукой. А у меня не получается. Нужно диктовать. У меня диктовать не получается. Привык писать сам. Не получается диктовать..."
— Чем же вас лечат? Массажами?
— Да, и массажами. И еще...
Умолк — о лечении не рассуждал. Вскочил судорожно, заторопился, — не пошел, а именно побежал, не сгибая коленей, вспомнив, что должен кому-то звонить. Вышла Ирина Антоновна:
— Митя, зачем так быстро?
Вернувшись, он начал рассказывать о киевской постановке "Катерины Измайловой". Говорил охотно, уже не глотая слов и не повторяя отдельных фраз:
— В Киеве превосходно поставили "Катерину Измайлову". Это лучшая постановка. Катерине двадцать шесть лет, великолепная певица. "Соврала" ноту, на одну восьмую позже вступила — просит прошения у дирижера. Дирижер — Симеонов — отвечает: "Прощения нужно просить у Шостаковича". А в других театрах таких фальшивых нот полным-полно и никто не просит прощения.
Потом он снова вспомнил Шебалина, по-видимому ища опоры в примерах:
— Нужно лечиться. Врачи обследуют, ломают головы, а я не могу играть.
И опять показал правую руку, поддерживая ее левой, лучше действующей. Оживился, только вспомнив сына Максима.
На столе лежала рукопись книги «Превращаемость простых канонов строгого письма», написанной композитором Н. А. Тимофеевым, которому в далёкие двадцатые годы играл оперу «Нос», с которым вместе переживал «битвы» за Восьмую симфонию после её премьеры.
28 мая Шостаковичи уезжали из Репина. Погода резко переменилась. Поздний грязный снег покрыл цветочные клумбы, дорожки. К Шостаковичу заходили прощаться. Всем он говорил, что возвратится через два месяца, к первому августа, как было определено курсом лечения
Двадцатый коттедж был снова подготовлен к концу июля.
Шостаковича ждали.
А он летом был одержим Альтовой сонатой»
«Большую часть июня композитор снова посвятил интенсивному лечению. Последние пять дней месяца он провел на своей подмосковной даче, где, пользуясь тишиной, упорно работал. 25 июня он позвонил альтисту Квартета имени Бетховена Федору Дружинину, сообщил о том, что сочиняет Сонату для альта и фортепиано, и попросил помочь решить некоторые технические проблемы»
«4 июля Шостакович почувствовал себя настолько плохо, что пожаловался Дружинину и предупредил его, что вновь – в который раз – предстояло отправиться в больницу.
Преодолевая себя, сел за стол. И свершилось чудо, неподвластное никаким логическим объяснениям: Адажио – двадцать одну страницу – записал за два дня, подталкивая непослушную кисть правой руки левой. Боли не чувствовал. Болезнь вновь отступила перед самозабвенной работой. Он мог сказать о себе словами Томаса Манна: «Человек не умирает, пока не согласится на это» <…>
С усилием, но чётко выведена на последнем листке дата: 5 июля 1975 года»
9 июля композитору пришлось лечь в больницу. Как казалось, ненадолго. Но 27 июля он писал Борису Тищенко: «Спасибо за письмо, за добрые пожелания. В Репино я поехать сейчас не смогу. Я нахожусь в больнице, где пробуду, наверное, ещё недели три-четыре»
(Письма Б. Тищенко. С. 49)И всё-же, 1 августа Шостакович выписался домой. Четвёртого августа неожиданный приступ удушья заставил предположить инфаркт, и его поместили в палату интенсивной терапии. 5 августа Фёдору Дружинину передали вычитанные и отредактированные ноты Альтовой сонаты для разучивания. В этот же день Шостакович отправил в печать обращение к музыкантам мира в связи с Первым международным Днём музыки.
А 9 августа его не стало…
***
Зимой 1976 года в 20 коттедже и вокруг него были сделаны фотографии, запечатлевшие обстановку и природу такой, какой она была при Шостаковиче.
В последующие годы коттедж неоднократно ремонтировался, поскольку в нём продолжают жить музыковеды и композиторы. Не держась за быт, сотрудники дома творчества бережно сохраняют рояль, на котором играл Шостакович.
В 2006 году в коттедже были размещены мемориальные таблички, а у фасада появился бюст Шостаковича работы Гавриила Гликмана.
Теперь каждый может прийти сюда, возложить цветы и почтить память великого композитора. А музыка его всегда с нами.
***
Факты из жизни Дмитрия Шостаковича доказывают, что Дом творчества композиторов Репино был для него не просто прибежищем для отдыха, но и одним из любимых "мест силы", источником живого общения, помогавшим творчеству. Вот ещё одна причина для того, чтобы оберегать и возделывать эту замечательную землю, сохранять её традиции и приобщать молодёжь к её уникальной истории.